Неправильно отрегулированы зазоры клапанов. Для работы двигателя на
полной мощности необходимо, чтобы зазор между концом стержня клапана и
коромыслом (впускных и выпускных клапанов) у холодных двигателей
автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 находился в пределах
0,25-0,30 мм. Малый зазор приводит к неплотному закрыванию клапанов,
следствием чего является утечка рабочей смеси и отработанных газов из
цилиндров двигателя, а также прогар клапанов. Увеличенный зазор приводит
к неполному открыванию клапанов, в результате чего ухудшается
наполнение цилиндров двигателей горючей смесью и очистка их от
отработанных газов. Поэтому как при малых, так и при больших зазорах
клапанов двигатель не развивает полной мощности и работает с большим
перерасходом топлива. Чтобы избежать этого, необходимо по мере
установления факта нарушения нормальных зазоров клапанов производить их
регулировку. При увеличенном зазоре клапанов прослушивается отчетливый
стук в верхней части ближе к плоскости разъема блока цилиндров и
головки.
Для проверки и регулировки зазоров клапанов необходимо осторожно, чтобы
не повредить прокладки, снять с головок крышки клапанного механизма,
проверить исправность клапанных пружин и при необходимости подтянуть
гайки крепления стоек валиков коромысел. Величина зазора между головкой
регулировочного винта коромысла и концом стержня клапана проверяется
плоским щупом. Если зазор не соответствует норме, следует отвернуть
контргайку 4 регулировочного винта 5 и, предварительно вставив между
носком коромысла 3 и концом стержня клапана 2 соответствующей толщины
щуп 1, вращать отверткой регулировочный винт до установления
необходимого зазора. При вращении регулировочного винта следует
несколько передвигать щуп. Щуп должен протягиваться с небольшим усилием.
После установления нормального зазора, удерживая отверткой винт,
затянуть контрганку и вновь проверить зазор. При необходимости повторить
регулировку.
На автомобилях ГАЗ - 53А и Г А 3 - 66 перед регулировкой зазоров
клапанов необходимо снять крышки клапанного механизма с головок
цилиндров и установить поршень первого цилиндра в в.м.т. на конец такта
сжатия (пока риска на шкиве коленчатого вала совместится с центральной
риской планки указателя в.м.т. у ГАЗ-53А или на ободе маховика у
ГАЗ-66), чтобы оба коромысла первого цилиндра свободно покачивались на
оси в пределах зазора между бойком коромысла и концом стержня клапана. В
этом положении проверить и при необходимости отрегулировать зазоры
обоих клапанов первого цилиндра, а затем, поворачивая коленчатый вал
каждый раз на угол 90°, проверять в последовательности, соответствующей
порядку работы цилиндров двигателя (1-5-4-2-6-3-7- 8). При этом следует
помнить, что цилиндры (по ходу автомобиля) правого блока имеют номера
1-4, левого 5-8. Если при работе прогретого двигателя после регулировки
слышен усиленный стук клапанов, то зазор их можно уменьшить на 0,05- 0,1
мм по сравнению с нормальным.
На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 зазор клапанов проверяют и регулируют,
установив коленчатый вал в в.м.т. на конец такта сжатия (пока риска на
шкиве коленчатого вала совместится с риской в.м.т. на зубчатом
указателе). При этом проверяют и регулируют зазоры обоих клапанов 1-го
цилиндра, впускных клапанов 2, 3 и 5-го цилиндров, выпускных клапанов 3,
7 и 8-го цилиндров. Затем необходимо повернуть коленчатый вал на один
полный оборот и отрегулировать зазоры остальных клапанов.
Износились поршневые кольца. Внешним признаком этого является выделение
дыма из маслоналивного отверстия блока в результате выгорания масла. При
работе автомобиля на линии нужно следить за уровнем масла в картере и
доливать его по мере необходимости. По приезде в автохозяйство
необходимо заменить изношенные кольца.