Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией жидкости, с расширительным бачком 3.
Насос (рис. 2-65) охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в
действие зубчатым ремнем привода газораспределительного
механизма. Электровентилятор (рис. 2-66) имеет пластмассовую
четырехлопастную крыльчатку 5, установленную на валу электродвигателя 3,
включение и
выключение которого осуществляется датчиком 2. Радиатор 1
трубчатолластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками,
двухходовой,
с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через
наливную горловину расширительного бачка 3 (см. рис. 2-64), пробка
1 расширительного бачка имеет впускной и выпускной клапаны. Давление
открытия выпускного клапана 110-150 кПа (1,1-1,5 кгс/см2),
впускного 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см2). Термостат (рис. 2-67) с твердым
термочувствительным наполнителем имеет основной 4 и
дополнительный (перепускной) 1 клапаны. Начало открытия основного
клапана при температуре охлаждающей жидкости (87±2) °С,
ход основного клапана при достижении температуры охлаждающей жидкости
102 °С не менее 8 мм.
В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в
расширительном бачке на холодном двигателе должен быть по верхнюю
кромку крепежного ремня. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холостом двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у
прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.
При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости,
которая должна быть 1,078-1,085 г/см3.Если уровень в бачке
ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, то долейте
дистиллированную воду. Если плотность нормальная, долейте жидкость той
марки, какая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости
ниже нормы, долейте жидкость Тосол-А.
Замена охлаждающей жидкости
Замену производите в следующем порядке.
Отверните пробку 1 (см. рис. 2-64) расширительного бачка 3. Снимите
брызговик двигателя, отвернув болты его крепления к кузову. Поставьте
под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки
радиатора и двигателя и слейте жидкость. По окончании слива заверните
пробки.
Заполните систему чистой водой через наливную горловину расширительного
бачка 3, пока уровень ее не будет на уровне верхней кромки
крепежного ремня, и заверните пробку расширительного бачка.
Запустите двигатель, прогрейте его при средней частоте вращения
коленчатого вала до 90-95°С. При этом вода будет циркулировать и по
большому кругу, промывая радиатор. Остановите двигатель, слейте воду,
заполните систему снова чистой водой и повторите промывку.
Остановите двигатель, слейте воду и залейте охлаждающую жидкость,
предварительно отсоединив отводящий шланг от блока подогрева
карбюратора. При появлении жидкости в шланге поставьте его на место,
долейте жидкость до нормального уровня.
Запустите двигатель и дайте ему поработать 1-2 мин на холостом ходу для
удаления воздушных пробок.
После остывания двигателя проверьте уровень жидкости. Если уровень ниже
нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте
охлаждающую жидкость.
Насос охлаждающей жидкости
Разборка. Для разборки насоса выполните следующее:
спрессуйте съемником 3 (рис. 2-68), закрепленным в тисках, шкив 2;
выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в
сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником. Усилие прикладывайте к
обойме подшипника;
спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник. Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию необходимо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса.
Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новым.
Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при каждом ремонте рекомендуется заменять.
Трещины и деформации корпуса насоса не допускаются. Сборка. Сборку осуществляйте в следующем порядке:
с помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская
перекоса;
запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком
так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 3 (см. 2-65);
заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для
предотвращения самоотвертывания;
с помощью приспособления 67.7820.9527 напрессуйте крыльчатку 8, а затем
новый зубчатый шкив 4, выдержав размеры 39,7 мм и 51,5 мм,
указанные на рис. 2-65; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Повторное использование шкива не допускается.
проверьте надежность запрессовки шкива и крыльчатки на валике, приложив к
ним крутящий момент (30±5) Нм. Шкив и крыльчатка не должны
провернуться.
У термостата следует проверять температуру начала открытия основного
клапана и ход клапана. Установите термостат на стенде, опустив в бак
с техническим глицерином. В основной клапан 4 (см. рис. 2-67) уприте
рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора.
Начальная температура жидкости в баке должна быть 78-80°С. Температуру
жидкости постепенно увеличивайте, примерно, на 1°С в минуту
при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была
одинаковой. За температуру начала открытия основного клапана
принимается та, при которой ход клапана составит 0,1 мм. Термостат
необходимо заменять, если температура начала открытия основного
клапана не соответствует (87±2) °С, или в случае, если ход клапана при
повышении температуры до 102 °С составит менее 8 мм.
Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена на
ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного
двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен
нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 87-92 °С.
Радиатор и расширительный бачок
Снятие и установка их на автомобиле выполняется на холодном двигателе в
следующем порядке.
Отверните пробку расширительного бачка, сливные пробки радиатора и блока
цилиндров, слейте охлаждающую жидкость. Отсоедините
электрические провода от датчика 2 (см. рис. 2-66) включения
электровентилятора. Отсоедините шланги от радиатора и расширительного
бачка.
Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 электровентилятора и,
придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором.
Выньте радиатор из моторного отсека. При необходимости отверните гайки
крепления, снимите электровентилятор. Снимите ремень крепления
и выньте расширительный бачок. Устанавливайте радиатор и расширительный
бачок в обратном порядке. Проверка герметичности радиатора.
Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки
радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см.кв)
и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно
наблюдаться появления пузырьков воздуха из радиатора.
При повреждениях или негерметичности отремонтируйте радиатор или
замените новым.