система смазки двигателя ваз 2110 | ваз 2111 | ваз 2112
система смазки двигателя ваз 2110 | ваз 2111 | ваз 2112
Особенности устройства
Устройство системы смазки показано на рис. 2-69.
Рис. 2-69. Система смазки двигателя:
1 - канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки
цилиндров; 2 - канал в головке цилиндров;
3 - патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 -
крышка маслоналивной горловины; 5 - патрубок вытяжного шланга;
6 - патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство
карбюратора; 7 - масляная магистраль в головке цилиндров;
8 - распределительный вал; 9 - канал подачи масла к подшипнику
распределительного вала; 10 - датчик указателя давления масла;
11 - редукционный клапан; 12 - канал подачи масла из фильтра в главную
масляную магистраль; 13 - ведущая шестерня масляного насоса;
14 - ведомая шестерня масляного насоса; 15 - канал подачи масла от
насоса к фильтру; 16 - противодренажный клапан;
17 - фильтрующий картонный элемент; 18 - масляный картер; 19 -
маслоприемник; 20 - сливная пробка; 21 - перепускной клапан;
22 - масляный фильтр; 23 - канал подачи масла от коренного подшипника
коленчатого вала к шатунному;
24 - канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 -
главная масляная магистраль
Система смазки комбинированная. Под давлением смазываются коренные и
шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного
вала; разбрызгиванием - стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами,
кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов.
Масляный насос (рис. 2-70) шестеренчатый, с шестернями 2 и 3 внутреннего
зацепления располагается на переднем торце блока цилиндров.
Ведущая шестерня 2 масляного насоса установлена на двух лысках на
переднем конце коленчатого вала. Для уменьшения механических потерь
шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 19 (см. рис.
2-69) крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и к
корпусу масляного насоса. Масляный фильтр 22 полнопоточный, неразборный,
с перепускным 21 и противодренажным 16 клапанами.
Замена масла
Заменять масло необходимо на горячем двигателе. Чтобы полностью слить масло, необходимо выждать не менее 10 мин после открытия
сливного отверстия. Заменяя масло, следует заменить и масляный фильтр, который отвертывается с помощью приспособления А.60312
(рис. 2-15). При установке фильтр завертывайте вручную.
Разборка и сборка. Осторожно закрепите масляный насос в тисках, чтобы не
повредить крышку 9 (см. рис. 2-70).
Выверните винты крепления корпуса 1 насоса и крышки 9, выньте корпус,
ведомую 2 и ведущую 3 шестерни. Отверните пробку 6
редукционного клапана 4 и выньте пружину 5 с клапаном. Выпрессуйте из
крышки 9 насоса самоподжимной сальник 8 коленчатого вала. При
сборке насоса смажьте наружный диаметр сальника моторным маслом и
запрессуйте его в крышку 9 до упора. Осторожно закрепите крышку в
тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 1 и
заверните винты крепления корпуса и крышки. Вставьте
редукционный клапан 4, пружину и заверните пробку клапана, установив под
пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 7 толщиной (1,5±0,2)мм.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное
резиновое кольцо 10 трубки маслоприемника 11 и редукционный клапан.
После сборки насоса при проворачивании шестерен рукой они должны
вращаться плавно, без заеданий и рывков.
Проверка технического состояния деталей. После разборки все детали
промойте моющими средствами, продуйте сжатым воздухом и проверьте
их состояние. Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания
шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть
плоской. При заметных износах зажмите крышку в точках 2 (рис. 2-71) и
профрезеруйте поверхности X и Y до размера (13,5±0,3) мм.
Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм. Сальник 1
коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора. При
запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к
наружному диаметру сальника. Рабочие поверхности корпуса насоса
не должны иметь царапин. Предельный размер гнезда под ведомую шестерню
не должен превышать 75,10 мм (рис. 2-72). Минимальная
ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм. Основные размеры новых
деталей насоса показаны на рис. 2-73. Замерьте индикатором
максимальные осевые зазоры (рис. 2-74), которые не должны превышать для
ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой - 0,15 мм. Если зазоры
превышают предельные значения, замените шестерни. Предельные износы
шестерен даны на рис. 2-75. Если их размеры превышают
предельные значения, также замените шестерни. Проверьте упругость
пружины редукционного клапана и сравните полученные данные с
приведенными на рис. 2-76. Редукционный клапан 1 (рис. 2-77) и отверстие
под клапан не должно иметь продольных рисок. Предельные
размеры клапана и отверстия при износе показаны на рис. 2-77.
Для промывки снимите шланги 6 (рис. 2-78) 8 и 10, отверните гайки
крепления и снимите крышку головки блока цилиндров. Отверните два болта
крепления корпуса маслоотделителя, снимите корпус и сетку 9. Промойте
снятые детали бензином или ацетоном и поставьте их на место в обратной
последовательности.
У карбюратора очистите и промойте бензином штуцер шланга 8 отвода
картерных газов.
Рис. 2-78. Схема вентиляции картера двигателя:
1 - масляный фильтр; 2 - впускная труба; 3 - дроссельная заслонка
первой камеры карбюратора; 4 - карбюратор; 5 - воздушный фильтр;
6 - верхний вытяжной шланг; 7 - патрубок отвода картер-ных газов в
задроссельное пространство карбюратора;
8 - шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство
карбюратора; 9 - сетка маслоотделителя; 10 - вытяжной шланг; 11 -
указатель уровня масла; 12 - масляный картер